Роль ученической общественности в управлении гимназией

Организационно-дидактическая модель школьного самоуправления

(из опыта работы МБОУ гимназия №9 г.Воронежа)

 

Удовлетворить потребность учащихся в самоорганизации, в совместной деятельности, развить в них способность к самореализации, саморазвитию, самозащите, самовоспитанию позволяет созданная и реализуемая в гимназии №9 г. Воронежа система школьного самоуправления.

Предлагаемая модель реализуется в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая формулируют важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это целостный постоянный процесс образования, представляющий собой объединение детей и взрослых в единый коллектив через реализацию общих идей совместной деятельности и гуманных отношений.

В процессе многолетних педагогических исследований система школьного самоуправления гимназии в своем развитии претерпела ряд изменений; в настоящее время реализуется административно-игровая модель самоуправления «Демократическое государство». Это совмещенное административно-игровое самоуправление сочетает два вида самоуправления, тесно связанных по структуре и функциональным обязанностям: административное и игровое.

Данная модель помогает использовать широчайшие педагогические возможности игровой технологии с постоянным консультированием детей взрослыми, относиться к ученическому самоуправлению как к специальной воспитательной программе.

Содержание деятельности в какой-то степени «копирует» работу законодательных и исполнительных органов Российской Федерации. Основная позиция участников – «граждане свободного демократического государства», включая взрослых. Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. Она учитывает специфику, возможности, традиции и этапы становления каждого конкретного коллектива [1].

Реализация модели «Демократическое государство» позволяет ученикам позволяет обучающимся в процессе законотворчества и практической деятельности лучше представить и понять всю сложность управления коллективом, вырабатывающая способность принимать взвешенные, продуманные решения, и главное – нести за них личную ответственность.

Смысл ученического самоуправления не в управлении одних детей другими, а в обучении подрастающего поколения основам демократических отношений в обществе, в формировании умений  управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в такой работе помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, самоорганизации, умения самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.

Цель деятельности «Демократического государства» – реализация права всех участников образовательного процесса на участие в управлении школой с максимальным использованием возможностей административного ресурса и игровой технологии.

Цель позволила определить задачи:

- демократизация школьной жизни (представление интересов учащихся, родителей и педагогов в процессе управления школой, вовлечение их в работу по руководству школой, поддержка и развитие инициативы учащихся в жизни образовательной организации, защита прав участников образовательного процесса);

- овладение учащимися умениями и навыками управления школой; изучение, обобщение и распространение передового опыта в сфере организации ученического самоуправления;

- выявление и раскрытие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности учащихся;

- изучение, обобщение и распространение передового опыта в сфере организации ученического самоуправления;

- приобретение учащимися практических навыков жизнедеятельности в гражданском обществе в процессе организации социально-значимой деятельности.

Принципы, на которых строится процесс формирования социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправлении: гуманизации отношений, самостоятельности, свободы выбора, преемственности, креативности, коллективной творческой деятельности [1].

Были определены основные направления деятельности:

- изучение потребностей и интересов всех субъектов школьной жизни, итоги этой работы и полученные рекомендации становятся основой дальнейшей деятельности;

- законотворческая деятельность – разработка, принятие и реализация различных школьных «законов», локальных нормативных актов, регламентирующих жизнедеятельность гимназии;

- координирующая деятельность – координация деятельности коллективов субъектов образовательного учреждения по подготовке и обсуждению проектов школьных нормативных документов, параллельному согласованному обучению членов органов соуправления по вопросам самоуправленческой деятельности, по срокам и технологии планирования работы и т.д.;

- организаторская деятельность – выявление и обмен мнениями членов школьного коллектива и родителей по вопросам совместной работы, выработка согласованных управленческих решений по ним, организация совместных мероприятий;

- гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса – работа по достижению согласия, взаимопонимания школьных работников, учащихся и родителей, согласовании их прав и обязанностей, по разрешению различных спорных вопросов и конфликтов;

- совершенствование образовательного процесса – проведение экспертной оценки проектов учебно-воспитательного процесса, выявление и реализация резервов его улучшения, разработка и внедрение мер стимулирования общественной работы педагогов, учащихся, родителей;

- укрепление здоровья учащихся и школьных работников – проведение работы по изучению состояния их здоровья, содействие в организации труда и отдыха и т.д.;

- привлечение помощи гимназии сил и средств юридических и физических лиц;

- контролирующая деятельность – контроль за полнотой и своевременностью выполнения принятых решений, ходом подготовки плановых мероприятий, выполнением обязанностей и соблюдением прав педагогов, учащихся и родителей и др. [1].

Процесс воспитания будет эффективным, если методы, используемые педагогом, позволяют организовать такую деятельность, при которой разворачивается сотрудничество педагогов и учителей.

Возможность совместно с педагогами планировать, обсуждать и осуществлять значимую и интересную деятельность для учащихся выступает существенным условием, обеспечивающим привлекательность ученического самоуправления. В этой связи, наряду с традиционными методами работы (наблюдение, личный пример, убеждение, поручение, стимулирование и др.) педагоги используют методы сотрудничества и воспитательного взаимодействия: (открытый диалог, свободный выбор, «мозговой штурм», импровизация, общение, поручение, соревнование, личный пример, убеждение, поддержка и одобрение, стимулирование, наблюдение (прямое, косвенное, включенное), самоанализ, самоконтроль, самооценка, экспертная оценка, проектный, исследовательский и др.).

Позитивной стороной этих методов является также осознание учащимися силы коллективного взаимодействия и возможности каждого внести свой вклад в общее дело, тем самым у учащихся формируется социально-активная позицию, ответственность за принятое решение, осуществляется их перевод на более высокий уровень личностного развития и воспитанности [2].

Одним из главных вопросов в организации воспитательного процесса является выбор форм совместной деятельности детей и педагогов в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Формы самоуправленческой деятельности должны быть разнообразны по содержанию, постоянно усложняться, расширять «географию» и изменять позицию учащегося от наблюдателя к инициатору и организатору общественно-полезной деятельности.

Нами выделены две группы форм организации самоуправления, которые тесно взаимодействуют и дополняют друг друга:

- индивидуально-групповые: поручение, самостоятельные дежурства, работа в органах ученического самоуправления, система наставничества (старшие ученики организуют различные виды деятельности младших);

- коллективно-массовые: проекты; благотворительные, экологические, гражданско-правовые акции, игры, коллективные творческие дела, деятельность объединений и клубов по интересам, конкурсы, викторины, праздники, соревнования, фестивали, организация летней практики (археологических, экологических экспедиций) [2].

Общее руководство самоуправлением осуществляет выборный представительный орган – «Парламент гимназии», состоящий из равного количества представителей всех субъектов гимназии (учителей, учащихся, родителей) и избираемый на общешкольной конференции путем выдвижения каждой стороной своих представителей.

Парламент организует деятельность пяти комиссий: нормативно-правовой, координационной, согласительной, учебно-воспитательной, финансовой.

Законосовещательным представительным органом ученического самоуправления является «Ученическая Дума», возглавляемая спикером.

Исполнительным органом, реализующим права и обязанности учащихся, является ученическое «Правительство», состоящее из «Министерств»: образования, финансов, культуры, труда и социальной защиты, здравоохранения и спорта, информации и печати, внутренних дел. Работой «Правительства» руководит «Премьер-министр».

Круг вопросов, находящихся в компетенции ученического самоуправления:

  • защита прав и интересов учащихся;
  • совместное с педагогами решение наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса;
  • формирование и сохранение гимназических традиций;
  • организация дежурств во время уроков, перемен и внеклассных мероприятий;
  • организация встреч и дискуссий с интересными людьми (ветеранами, представителями различных профессий, выпускниками и т.д.);
  • создание информационной сети гимназии и др.

Каждый ученик получает в системе школьного самоуправления «роль» в соответствии со своими способностями и мотивами. Все мероприятия проводят учащиеся-организаторы, наполнив их духом гуманизма, толерантности, заботы [4].

Положительной тенденцией в работе по самоуправлению является переход от воспитательной системы школы к воспитательной системе класса. Самоуправление в классе организуется по форме школьного самоуправления и ведется таким образом, чтобы каждый ребенок опробовал свои силы в разнообразной деятельности.

Класс является самостоятельным муниципальным субъектом школьного государства («городом»). Возглавляет работу «городская мэрия», состоящая из комитетов: по образованию, финансам, культуре, труду и социальной защите, здравоохранению и спорту, информации и печати. Коллектив развивается за счет развития и роста каждой личности в рамках общего дела.

Коллектив развивается за счет развития и роста каждой личности в рамках общего дела. Классный руководитель при организации работы по самоуправлению выступает в роли консультанта, помогающего правильно ее спланировать, разобраться в конфликтных ситуациях [5].

Тенденция расширения и углубления деятельности по самоуправлению, повышение эффективности и качества этой системы, приобретение учащимися опыта самоорганизации создают реальные условия для достижения основной цели: выявление способностей, наклонностей, интересов учащихся и формирование мотивационной основы саморазвития, самореализации, самосовершенствования.

Этапы вхождения учащихся в самоуправленческую деятельность: подготовительный (1-4 классы), познавательный (5-7 классы), преобразующий (8-9 классы), конструктивный (10-11 классы), реализуют последовательность овладение ими знаниями, умениями и навыками в самоуправления.

Важным условием эффективности реализации модели является не только и не столько последовательное восхождение учащихся по данным этапам, но и выполнение ими различных ролей в условиях ученического самоуправления (участник, исполнитель, организатор, руководитель, вдохновитель) с учетом ценностных ориентаций и возрастных особенностей.

Содержание деятельности, планируемой и реализуемой в условиях ученического самоуправления, в какой-то степени «копирует» работу законодательных и исполнительных органов Российской Федерации. Все вопросы решаются в соответствии с действующим в «игровом государстве» законодательством за исключением вопросов обеспечения здоровья и жизни учащихся, которые рассматриваются в соответствии с действующим российским законодательством и внутришкольными нормативными документами.

Этот вариант самоуправления обеспечивает вариант плавного построения новых для гимназии отношений, которые предполагают постепенную передачу части полномочий собственно административного управления коллективу учащихся, то есть органам ученического самоуправления.

Последовательность овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в самоуправленческой деятельности на данных этапах нашли свое отражение в комплексной программе «Шаг в будущее», которая имеет блочную структуру. Каждый блок отражает процесс формирования социально-значимых качеств личности учащихся на данных этапах:

- I блок «Вместе лучше» – на подготовительном этапе (1-4 класс);

- II блок «Мы сами» – на познавательном этапе (5-7 класс);

- III блок «Я и Общество» – на преобразующем этапе (8-9 класс);

- IV блок «Мой выбор» – на конструктивном этапе (10-11 класс).

В каждом блоке определены свои цели, задачи, формы и средства формирования у учащихся социально-значимых качеств личности. Содержание деятельности учащихся постепенно усложняется.

Для оценки эффективности деятельности учеников в самоуправлении используется трехуровневая порядковая шкала: от 1 до 4 – низкий уровень, от 5 до 7 – средний уровень, от 8 до 10 – достаточный. Разработаны показатели, позволяющие определить эти уровни.

За учащимися-членами органов ученического самоуправления ведется педагогическое наблюдение, их деятельность оценивается с помощью методики экспертных оценок. Группу экспертов составляют: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, старшая вожатая, педагоги-консультанты ученического самоуправления, старшеклассники-члены органов ученического самоуправления.

Оценку по каждому качеству (критерию) выставляет сам учащийся, участники данной группы, члены экспертной группы, в результате выводится одна среднеарифметическая оценка. Оцениванию предшествует работа с учащимися по разъяснению смысла показателей всех указанных качеств личности и порядка оценивания. После оценивания составляется карта уровня развития социально-значимых качеств учащегося в условиях ученического самоуправления [2].

Предположения об эффективности влияния системы самоуправления на коррекцию и формирование ценностных ориентаций учащихся подтверждается опытом практической работы. Гимназия № 9 г. Воронежа ежегодно становится победителем и призером конкурсов  различных уровней, в подготовке которых участвуют органы ученического самоуправления.

Тенденция расширения и углубления деятельности по самоуправлению, повышение эффективности и качества этой системы, приобретение учащимися опыта самоорганизации создают реальные условия для достижения основной цели: выявление способностей, наклонностей, интересов учащихся и формирование мотивационной основы саморазвития, самореализации, самосовершенствования.

Список литературы:

  1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2001. 192 с.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова.  – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128 с.
  3. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.
  4. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-метод. пособие / Под общей ред. Прутченкова А.С. –  М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.-320 с.
  5. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. – М.: Новая школа, 2004. – 112 с.