Лаборатория проблем детства
Кривцова Татьяна Валерьевна - заведующий лабораторией
Контакты:

Телефоны:
8 (4732) 35-20-77;
8 (4732) 35-21-13;

E-mail: labproblemdet@viro36.ru
Цель:

Разработка и внедрение современных моделей повышения квалификации работников, реализующих программы дошкольного образования

Направления деятельности:
  1. Организация и проведениие курсов повышения квалификации работников, реализующих программу дошкольного образования
  2. Проектное управление инновационными процессами в сфере дошкольного образования
  3. Создание условий для обмена профессиональным опытом, выявления и распространения передовых педагогических практик
  4. Обеспечение практико-ориентированной направленности курсов повышения квалификации средствами модельной среды дошкольного образования комплекса «МИР»
  5. Разработка методических рекомендаций по актуальным направлениям дошкольного образования
Сотрудники
  1. Мальченко Вера Николаевна - главный эксперт отдела сопровождения инноваций
  2. Методисты:
    • Прунова Елена Владимировна
    • Паневина Светлана Юрьевна
  3. Ведущий специалист
    • Королева Ирина Константиновна


Программы повышения квалификации в I полугодии 2018 года

Вариативность дошкольного образования в контексте реализации требований ФГОС ДО Образовательная программа ДОО: стратегии проектирования и реализации Эффективная деятельность педагога, реализующего программы дошкольного образования
Аннотация программы Аннотация программы Аннотация программы
Новости
08.08.2018

Объявление для руководителей и ведущих специалистов дошкольных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!

09-10 августа 2018 года состоится Всероссийский онлайнсеминар «Образовательные программы детского сада: виды, особенности проектирования, реализации и корректировки».


Организатор мероприятия - департамент дошкольного образования Ассоциации руководителей образовательных организаций

Цель мероприятия – информационная поддержка руководителей и ведущих специалистов дошкольных образовательных организаций по вопросам обеспечения качества образования.

Участие в мероприятии осуществляется на некоммерческой (бесплатной) основе.

Эксперт семинара – Бережная Ольга Владимировна, эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, руководитель кафедры развития образования систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования».


Для участников онлайн семинара предусмотрена обязательная регистрация на странице мероприятия: https://educationmanagers.ru/events1/doo-programmy/.


Приглашаем всех заинтересованных руководителей и специалистов принять участие в мероприятии.


03.07.2018

29 июня 2018 года на базе МБДОУ «ЦРР – детский сад № 182» состоялся межмуниципальный семинар для руководителей, заместителей руководителей, педагогов образовательных организаций – региональных инновационных площадок по теме «Стратегии обеспечения индивидуализации образования: актуальные решения и перспективы». Организаторы семинара предоставили участникам возможность «прожить» один день вместе с воспитанниками МБДОУ в «ИГРОГРАДЕ».

Основные участники семинара на теоретическом круге представили к обсуждению следующие вопросы:

  • МБДОУ «ЦРР – детский сад № 182» - «Актуальные решения, обеспечивающие индивидуализацию образования и создание единого образовательного пространства в условиях реализации инновационной модели ИГРОГРАД».
  • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141» - «Стратегии обеспечения индивидуализации образования: актуальные решения и перспективы в рамках реализации инновационной модели «Сад-детских инициатив».
  • МБДОУ ЦРР – детский сад № 5 г. Лиски - «Реализация принципа индивидуализации в инклюзивном детском саду»

Во второй части семинара состоялась работа в фокус-группах, в ходе которой участники семинара были вовлечены в профессиональное обсуждение различных подходов обеспечения индивидуализации образования.

В завершение были подведены итоги работы, участники семинара дали оценку просмотренным мероприятиям и смогли получить ответы на поставленные вопросы.


27.06.2018

Первое полугодие 2018 года для лаборатории проблем детства завершилось проведением очных курсов повышения квалификации для воспитателей ДОО «Вариативность дошкольного образования в контексте реализации требований ФГОС ДО».

В соответствии с планом проведения КПК на 2018 г. в период с 29.05. по 14.06.18 г. на курсах обучалось 50 слушателей, с 15.06. по 26.06.2018 г. – 25 человек.

Слушатели отмечают эффективность реализации практико-ориентированной направленности курсов. Большой интерес у воспитателей вызвал опыт работы детских садов – региональных инновационных площадок, который был представлен в процессе работы стажировочных площадок:

  • «Концептуальные основы и механизмы реализации образовательной модели «Сад детских инициатив»;
  • «Инновационные технологии сопровождения детей с ОВЗ в современном образовательном пространстве»;
  • «Организационные и психолого-педагогические аспекты реализации модели «Детский сад – игропарк»;
  • «Организационные и психолого-педагогические аспекты реализации модели «ЛЕГО - ДЕТСКИЙ САД».

Стажировки проводились на базе дошкольного образовательного комплекса «МиР!», который вновь распахнул двери для воспитанников МБДОУ № «Детский сад комбинированного вида № 61».

Также слушателям была предоставлена возможность погрузиться в образовательный процесс на базе МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 182".

По итогам освоения программы курсов воспитатели повысили осведомленность о вариативности содержания и организационных форм дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО, о ключевых качественных изменениях в системе образовательной деятельности дошкольной образовательной организации;

ознакомились с разнообразными подходами к проектированию образовательной деятельности с воспитанниками с использованием, в том числе, опыта инновационных образовательных организаций Воронежской области;

повысили компетентность в применении разнообразных подходов к проектированию развивающей предметно – пространственной среды в условиях ДОО, вариативных способов проектирования и организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.


22.06.2018

В рамках реализации проекта «Создание, апробация и распространение комплексных инновационных образовательных моделей, обеспечивающих эффективную реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», 19.06.2018 г. состоялся семинар РИП «Дизайн образовательных событий: от проектирования до профессиональной рефлексии».

Каждая инновационная площадка, выступившая в качестве основного участника, представила своё видение данной проблемы.

Команда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» осветила следующие вопросы: Что является инклюзивным образовательным событием? Как организовать совместную деятельность детей с самыми разными образовательными потребностями? Как сделать так, чтобы образовательное событие стало СО-БЫТИЕМ взрослых, воспитанников и родителей в условиях инклюзивного детского сада?

Мастер-класс был направлен на формирование компетенций педагогов в проектировании образовательного события в инклюзивном детском саду с учётом особенностей детей с ОВЗ

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 177» представил образовательное событие как особую дидактическую форму. Педагоги данного учреждения работают над проблемами объединения детско-взрослого и педагогического проектирование. В своём выступлении заведующий ДОО предложила пути решения ряда актуальных вопросов: Каким образом формировать позицию субъекта в условиях совместной деятельности со взрослыми и в коллективной деятельности? Какова продолжительность и частота образовательных событий в процессе освоения образовательной программы?

На мастер-классе участникам семинара был предложен конструктор образовательного события.

МБДОУ «Подгоренский детский сад №2» - третий основной участник семинара - представил педагогический дизайн как средство формирования механизмов реализации образовательной модели «Сад детских инициатив». Были предложены решения проблем, которые является приоритетными на данном этапе реализации проекта: Как сделать жизнь ребёнка в условиях образовательной организации яркой, захватывающей, интересной? Как добить того, чтобы дизайн каждого образовательного события был уникальным? Каким образом вовлекать воспитанников детского сада в общее для всех событие и при этом давать возможность планировать свою деятельность и осуществлять выбор по интересам?

На мастер-классе участники семинара работали над дизайном итогового события

В качестве инициативных участников с импульс – докладами выступили МБДОУ «ЦРР - детский сад № 196» с темой «Конструирование образовательного события средствами игровой технологии для воспитанников с разными образовательными потребностями» и МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лиски с темой «Организация коллективной игровой практики детско-взрослого сообщества «Игровая Карусель»


22.06.2018

15 июня 2018 года состоялся вебинар для руководителей и педагогов ДОО «Обзор региональных подходов к проектированию основных общеобразовательных программ дошкольного образования». В нём приняли участие 117 дошкольных образовательных организаций Воронежской области.

Вектор направления работы вебинара задала Кривцова Т. В., заведующий лабораторией проблем детства ВИРО. Проводя экспертную оценку образовательных программ, она обозначила основные проблемы, над решением которых необходимо работать. Кривцова Т.В. представила вариативные подходы к проектированию образовательной программы: тематический, событийный и технологический.

В качестве спикеров в вебинаре приняли участие дошкольные образовательные организации – региональные инновационные площадки: МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад № 1», МБДОУ «Центр развития ребенка– детский сад №196» г.о.г. Воронеж, МБДОУ «Подгоренский детский сад № 2», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» г.о.г. Воронеж, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78» г.о.г. Воронеж.

У слушателей вызвал большой интерес опыт работы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» по реализации принципа индивидуализации при проектировании основной общеобразовательной программы (далее ООП) через разработку ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) для каждого воспитанника. Участники вебинара включились в обсуждение преимуществ подхода к проектированию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с помощью скрипт-сценария, представленного МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78».

В чате вебинара велось активное обсуждение опыта работы по событийному проектированию ООП МБДОУ «Подгоренский детский сад № 2», МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад № 1». Также слушателей заинтересовал представленный МБДОУ «Центр развития ребенка– детский сад №196» конструктор годового цикла образовательной деятельности в условиях инклюзивного детского сада.

Слушатели обратись к организаторам мероприятия с пожеланиями рассмотреть возможность индивидуальных консультаций со спикерами по актуальным вопросам, затронутым в рамках работы вебинара. Такая возможность будет предоставлена каждому желающему через взаимодействие в сетевых сообществах.


20.06.2018

18.04.2018 г. состоялся семинар на тему «Реализация комплексных инновационных проектов средствами образовательных технологий игрового и деятельностного типа». Основными участниками семинара стали МБДОУ «ЦРР – детский сад №6», г. Анна; МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»; МБДОУ Павловский детский сад «Мозаика». Команды этих дошкольных организаций представили свой опыт работы и провели мастер-классы по внедрению и реализации современных образовательных технологий в образовательный процесс.

В качестве инициативного участника на семинаре выступил МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77».

Работа семинаров региональных инновационных площадок продолжилась 03.05.2018 г. В рамках темы семинара «Реализация комплексных инновационных проектов в условиях социального и сетевого партнёрства» своё видение решения актуальных задач предложили основные участники МБДОУ «ЦРР - детский сад №7», г. Калач; МБДОУ «ЦРР – детский сад №121»; МБДОУ Борисоглебского городского округа Детский сад №16 комбинированного вида. Проблематика данного семинара вызвала большой интерес у педагогических коллективов инновационных детских садов: сразу 4 учреждения стали инициативными участниками этого мероприятия: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141»; МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №195»; МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77».

18.05.2018 г. состоялся четвёртый из десяти запланированных семинаров РИП на тему «Эффективные модели методического сопровождения инновационной деятельности». В его работе в качестве инициативных приняли участие три дошкольных образовательных учреждения: МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»; МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №195»; МБДОУ БГО «ЦРР – детский сад №11»; в качестве инициативного – один детский сад: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №78».

Программа каждого семинара строится таким образом, чтобы каждая региональная инновационная площадка являлась его активным участником, выступая каждый раз в разных ролях. По итогам каждого семинара все детские сады, осуществляющие инновационную деятельность, выкладывают в Сетевые сообщества материалы, наработанные по данной теме и скорректированные в соответствии с выводами и обобщениями, сделанными в процессе работы. Для ознакомления с материалами региональных инновационных площадок вы можете перейти по ссылке: http://so.viro36.ru/groups/107/index.php?PAGE_NAME=list&FID=208&group_id=107


04.05.2018

С 07.05 по 28.05.2018г. прошли курсы повышения квалификации для воспитателей ДОУ по теме «Вариативность дошкольного образования в контексте реализации требований ФГОС ДО». Курсы носили практико-ориентированный характер. Для слушателей КПК были представлена деятельность четырёх стажировочных площадок на базе лаборатории проблем детства:

МБДОУ "Подгоренский детский сад № 2", реализующий образовательную модель «Сад детских инициатив»;

"МКДОУ детский сад №6 "Колокольчик" Каменского района, МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 99" – модель «LEGO – детский сад»;

МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 5, г. Лиски – модель «Инклюзивный детский сад».

Образовательный комплекс «МиР!» вновь открыл двери для воспитанников МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61»

Мастер-классы от педагогов МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лиски; МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №93»; МБДОУ «ЦРР – детский сад № 138»; МБДОУ БГО Детский сад №16 комбинированного вида; АУ ВО «ОЦРДП «Парус надежды»; МБДОУ Борисоглебского городского округа «Центр развития ребенка – детский сад №11» были очень продуктивными.

По окончании КПК в зачётных работах слушатели представили оригинальные идеи средовых решений в ДОО.


04.05.2018

В апреле 2018г. лаборатория проблем детства проводила курсы повышения квалификации для воспитателей ДОУ по теме «Вариативность дошкольного образования в контексте реализации требований ФГОС ДО» в очной форме на базе ВИРО, по теме «Образовательная программа ДОО: стратегии проектирования и реализации» - в очно-заочной форме для педагогов ДОУ Бобровского, Павловского и Острогожского районов.

Для слушателей курсов были организованы стажировочные площадки специалистами следующих образовательных организаций:

  • На базе лаборатории проблем детства - МБДОУ «ЦРР - детский сад №182» г. Воронеж, МБДОУ «ЦРР - детский сад №196», г. Воронеж;
  • Бобровский район - МБДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1» (Новохопёрский район), МБДОУ «Подгоренский детский сад №2»
  • Павловский район - МБДОУ «ЦРР - детский сад № 5», г. Лиски, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7», г. Калач;
  • Острогожский район - МБДОУ «ЦРР - детский сад №99», МБДОУ «ЦРР - детский сад №196», г. Воронеж;

Большой интерес у воспитателей вызвали практические занятия по использованию инновационных образовательных технологий в условиях инклюзивного детского сада.

Слушатели курсов повышения квалификации высоко оценили предоставленные возможности для освоения ИКТ - технологий.

Положительные отзывы воспитателей получила практико-ориентированная форма работы курсов, обеспечившая погружение слушателей в деятельность по реализации образовательного события через его сценирование, проектирование и организацию развивающей предметно-пространственной среды группового пространства ДОО.


27.03.2018

В рамках сопровождения деятельности региональных инновационных площадок 23 марта 2018 года на базе Воронежского института развития образования в соответствии с графиком состоялся первый семинар на тему «Разработка и апробация перспективных средовых решений в рамках реализации комплексных инновационных образовательных проектов», организаторами которого выступили Отдел сопровождения инноваций и Лаборатория проблем детства.

В качестве основных участников семинара комплексные средовые решения представили следующие учреждения: МБДОУ Аннинский детский сад общеразвивающего вида «Росток», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» г. Воронеж, МБДОУ «Детский сад № 2», г. Лиски

С импульс - докладами на семинаре выступили инициативные участники: МБДОУ «ЦРР – детский сад № 196» - «Создание средовых условий для реализации образовательных потребностей воспитанников с РАС»;

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 182» - «Вариативные формы организации РППС в рамках организации инновационной образовательной модели «Игроград»

Участниками мероприятия стали более 80 представителей от региональных инновационных площадок (РИП), в том числе, научные руководители инновационных площадок, сотрудники института.

Программа семинара включала в себя работу «Теоретического круга», задача которого состояла в вовлечении участников семинара в профессиональное обсуждение различных подходов к формированию образовательной среды. Результатом деятельности слушателей в «Теоретическом круге» стало формирование у них представлений о разнообразных средовых решениях, реализуемых инновационными образовательными организациями.

Работа семинара продолжилась на «Практическом круге» в помещениях дошкольного образовательного комплекса «МиР!». Основные участники семинара представили мастер-классы, на которых слушатели познакомились с приёмами использования пространственных игр, получили возможность погрузиться в игровое пространство, созданное с помощью интерактивного оборудования, научились выстраивать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников в предлагаемых средовых решениях.

На этапе проведения «Рефлексивно - креативного круга» участники семинара работали в трёх фокус - группах. Каждая представила свой рефлексивый и креативный продукт, созданный по результатам продемонстрированного на семинаре опыта.

В результате итогового обсуждения участниками семинара было предложено разместить описание средовых решений, используемых каждой РИП, в сетевом сообществе «Региональные инновационные площадки»


27.03.2018

«МиР!» - детям!

С 12.03.2018г. по 26.03.2018г. Лаборатория проблем детства очередной раз провела курсы повышения квалификации по теме «Вариативность дошкольного образования в контексте реализации требований ФГОС ДО».

В процессе освоения программы курсов слушатели приняли участие в мастер-классах, организованных специалистами инновационных площадок:

  • МБДОУ «ЦРР - детский сад №7» г. Калач;
  • МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 33";
  • МБДОУ «ЦРР - детский сад № 5» Лиски;
  • МБ ДОУ Павловский детский сад «Мозаика»;
  • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141»;
  • МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»;
  • МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад №5 г. Лиски;
  • МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7».

Слушатели получили возможность

  • обучиться использованию технологии сенсорной интеграции в развитии дошкольников с ОВЗ;
  • освоить возможности LEGO-конструирования как мотивационной составляющей всестороннего развития дошкольников;
  • включиться в деятельность по реализации образовательного события через проектирование и организацию развивающей предметно-пространственной среды группового пространства ДОО

Целым событием стала стажировка, организованная на базе ДОК «МиР!» с участием детей – воспитанников МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №61», заведующий Алемасова Н.А.

Для реализации темы стажировочной площадки «Организационные и психолого-педагогические аспекты реализации модели «Детский сад – игропарк» педагогам МБДОУ «ЦРР - детский сад №7» г. Калач (заведующий Тарасенко Н.А.) пришлось войти в образовательное событие детей, чтобы не нарушать целостность образовательного процесса в ДОО.

Большой интерес слушателей вызвала технология интеллектуального картирования, предложенная специалистами стажировочной площадки МБДОУ Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1

Хорошей традицией становится творческое представление проектных заданий, выполненных слушателями, которые

  • разработали модель дня с применением технологии сценирования образовательной деятельности
  • представили творческое видение РППС
  • разработали проект апробации технологии «Клубный час» в старшей возрастной группе детского сада

12.03.2018

На базе ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования» в рамках постоянно действующего семинара « Модернизация системы общего образования: проблемы и перспективы» 06.03.2018г. состоялось мероприятие для педагогов дошкольных образовательных организаций г.Воронежа и Воронежской области с участием методистов издательства «Национальное образования». Более 150-ти работников дошкольных образовательных организаций г.Воронежа и Воронежской области получили возможность познакомиться с общеобразовательной программой ДО «Вдохновение» и методическим комплектом. Педагоги ознакомились с методическим шлейфом программы и дидактическими пособиями, представленными издательством.


12.03.2018

2 марта 2018 года на базе Воронежского института развития образования состоялся региональный стратегический семинар на тему «Проектирование образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации инновационной деятельности» для образовательных организаций – региональных инновационных площадок по направлению «Создание, апробация и распространение комплексных инновационных образовательных моделей, обеспечивающих эффективную реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Участниками мероприятия стали 45 представителей от региональных инновационных площадок (РИП), в том числе, научные руководители инновационных площадок, сотрудники института.

На пленарном заседании участникам семинара был представлен доклад заведующего лаборатории проблем детства Кривцовой Татьяны Валерьевны на тему: «Образовательная программа РИП – от идеи к разработке», в нем были озвучены аспекты региональной политики в вопросах проектирования образовательных программ образовательными организациями - региональными инновационными площадками.

Работа семинара продолжилась в помещениях дошкольного образовательного комплекса «МиР!». В сопровождении главного эксперта отдела сопровождения инноваций ВИРО Мальченко Веры Николаевны участники семинара приняли участие в проектировочной сессии. Итогом мероприятия стало представление фокус - группами разработанных ключевых характеристик образовательных программ в соответствии с реализуемыми инновационными моделями «Сад детских инициатив», «LEGO-детский сад», «Детский сад – игропарк», «Инклюзивный детский сад»


12.03.2018

На базе ГБУ ОУ ДПО ВО «Институт развития образования» в лаборатории проблем детства с 19.02.2018г. по 05.03.2018г. прошли курсы повышения квалификации для 50-ти воспитателей г. Воронежа и Воронежской области «Вариативность дошкольного образования в контексте реализации требований ФГОС ДО».

Во время проведения курсов слушатели изучали вариативные подходы к проектированию образовательной деятельности, к формированию предметно-пространственной развивающей среды, к реализуемым образовательным технологиям.

Для слушателей было организовано участие:

  • в работе стажировочных площадок, представляющих вариативные организационные модели, реализуемые в рамках регионального инновационного проекта
  • в мастер-классах, представляемых специалистами региональных инновационных площадок

Итогом деятельности слушателей на курсах повышения квалификации стало выполнение проектировочных заданий

  • по разработке проекта РППС групповой комнаты, дополнительного помещения, рекреации, коридорного помещения, участка;
  • модели дня в детском саду для младшей, старшей, средней или подготовительной группы;
  • проектов внедрения современной педагогической технологии в систему работы воспитателя

Вверх